Миасс - фронт в тылу

Не надо быть участником баталии,

Чтоб помнить ту далекую войну.

Мы всем народом землю отстояли,

Мы все теперь у памяти в плену.

Владимир Курбатов

К началу Великой Отечественной войны в Миассе проживало 40 тысяч человек. На фронт ушло 15 тысяч человек, более 7 тысяч не вернулось с фронта.

Жизнь города перестраивалась на военный лад, подчинялась одной задаче - обеспечить всем необходимым Красную Армию, ее бойцов, работать в тылу по-фронтовому. К станкам вставали подростки. На производство шли женщины, девушки.

Оставшимся в тылу южноуральцам пришлось взять на себя нелегкую задачу - обеспечить сырьем предприятия, эвакуированные сюда из европейской части, наладить производство, обустроить и накормить прибывших людей. А главное - в короткие сроки перестроить работу на военный лад.

К тому времени небольшой город был буквально наводнен предприятиями и организациями, эвакуированными из разных районов страны. Миасс приютил отделение Академии наук СССР, два исследовательских института, два завода, вуз, техникум. Производственные помещения плотно забиты. Людям негде размещаться на жительство. На одного человека кое-где приходилось до двух квадратных метров жилой площади.

ноября 1941 года по решению Государственного Комитета Обороны на Урале было организовано автомоторное и литейное производство. И сразу же в Миасс потянулись эшелоны с оборудованием Московского автозавода.

Оно монтировалось прямо «с колес», под открытым небом в лютые морозы, корпуса возводились вокруг него одновременно с монтажом станков. К 1 января 1942 года в Миасс прибыло всего 812 москвичей - автозаводцев, а к весне 1942 их было уже более двух тысяч. Однако, для того, чтобы полностью обеспечить производство кадрами, нужно было более семи тысяч человек. Коллектив заводчан все больше пополнялся местными жителями. Тысячи юношей и девушек шли на завод, чтобы активно участвовать в его становлении и развитии. Они составили прочную основу коллектива автомобилестроителей. Уже в марте 1942 года начал работать первый цех нового завода, а в апреле были собраны первые коробки передачи и двигатели. Но страна нуждалась в автомобилях и, начиная с марта 1943 года, моторный завод перестраивается в автомобильный. 8 июля 1944 года с конвейера сошел первый уральский автомобиль «ЗИС-5В». Этот день стал днем рождения завода.

Не просто было наладить быт эвакуированных заводчан и членов их семей, прибывших из других городов. В течение 1942 года удалось построить для нужд завода три деревянных дома и четыре барака.

В единственной в то время городской столовой было организовано одноразовое питание. Обед состоял из тарелки жидкого супа и нескольких ложек овсяной каши, стоил он 40 копеек.

Почти одновременно с автозаводом из столицы на Урал эвакуировали цехи московского завода «Динамо» имени С.М. Кирова. В начале декабря 1941 года на станцию Миасс прибыло 80 вагонов с оборудованием, 115 работников. Разместили их на бывшей Поликарповской мельнице в здании мельзавода №11.

Одним из ярких проявлений патриотизма миассцев является их самоотверженное участие в создании трудящимися области за счет своих средств танковых колонн, эскадрилий самолетов, подводных лодок, в формировании добровольческих воинских соединений. Цифры этих взносов впечатляющи.

Работали в основном женщины и подростки, эвакуированные с Украины, Белоруссии, Кольского полуострова, и здешние - из Тургояка, Сыростана, Коробковки, Мелентьевки и других деревень. Голодные, холодные, в ботинках на деревянной подошве - но брака в работе они не допускали.

Осенью 1941 года в Миасс также был эвакуирован оборонный завод №144 из г. Сталино, ныне г. Донецка, который выпускал заряды и авиабомбы. За четыре года войны их было сделано семь миллионов штук.

В суровые военные годы школа №22 ЮУЖД продолжала выполнять свою основную функцию: учить детей. Возглавлял школу тогда директор И.Н. Кубасов.

В первый военный год увеличилось общее число учащихся, поскольку в город все прибывали и прибывали семьи эвакуированных из Москвы.

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по теме

Экономико-географическая характеристика Уральского экономического района. Южно-Уральская железная дорога
География транспорта это отрасль экономической географии, изучающая территориальное размещение транспорта и перевозок, его закономерности, условия и особенности развития транспорта в составе территориально-хозяйственных комплексов стран и районов во ...

Экономико-географическая характеристика Липецкой области
В связи с переходом к региональным методам управления возрастает роль территорий в развитии народного хозяйства страны. Поэтому особую актуальность приобретают прикладные исследования, основанные на качественной и количественной характеристике отдель ...